Улан-Удэ. День 4.
На четвертый день нашего путешествия мы отправились из Улан-Удэ в Иволгинский дацан .
Быть в Бурятии и не посетить Иволгинский дацан, тоже что побывать на Тибете и не увидеть ни одного монастыря. В переводе с бурятского название дацана «Хамбын Хурээ» обозначает «Обитель Колеса учения, приносящего счастье и полное радости». Иволгинский дацан – это центр российской буддийской веры. Здесь находится резиденция Пандито Хамбо-ламы. Это возможность прикоснуться к одной из самых загадочных религий мира.
Ежегодно буддизм принимает в свои ряды все больше людей во всем мире. Буддизм это и религия, и философское учение, здесь нет божества, которое создает вселенную, как в привычных религиях. Буддисты верят только в добро, силу ума и жизнь после смерти. Путь буддиста – путь к Просветлению.
По дороге к дацану мы проезжали гору Баян Тогод, на склоне которой написано «Ом ма ни бад мэ хум». Существует версия, что чтение мантры дарует процветание, изобилие и деньги, где Ом означает Брахму, находящегося за пределами всего непроявленного, Мани — драгоценный камень или кристалл, Падме — лотос, Хум — сердце. Еще понятнее — «Вселенная дарует процветание и изобилие, мне, принимающему их с открытым сердцем».
Как добраться
Из центра Улан-Удэ до Иволгинска ходит 130 маршрутка. Интервал движения 10-20 мин, на Яндекс картах можно посмотреть маршрут и выбрать остановку для посадки. Проезд стоит 50 руб. В Иволгинске пересаживайтесь на маршрутку Дацан – Иволгинск. Цена – 30 рублей. Цены 2018года.
Если не сильно близки к Буддизму, перед входом в дацан стоит прочитать правила поведения, чтобы ни кого не оскорбить. На территории нельзя курить и употреблять алкогольные напитки. Не разрешается снимать на фото- или видеокамеру внутренние помещения. Гости не должны поворачиваться спиной к Будде и разговаривать во время молитвы.
Монастырь похож на деревню со старыми домиками для жилья и храмами. В отличие от аналогичных культовых сооружений Тибета, Иволгинский дацан возвели не из камня, а из дерева. На территории комплекса находятся десять храмов-дуганов, университет, гробницы лам (ступы), жилища священнослужителей, оранжерея, библиотека и музей.
Тропа Гороо
Прогулку по дацану начали, как положено по часовой стрелке “по ходу солнца” – тропой, идущей вдоль внешней ограды территории. Этот обход вокруг дацана называется “гороо”.
По пути крутили барабаны «хурдэ», внутри которых лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что это равносильно молитве. Идешь по тропе гороо, крутишь барабаны, наполняешься добродетелью и тем самым чистишь себе карму. Буддисты совершают обход 3, 7, 21 или 108 раз.
Сначала мы шли через простые дома лам и студентов из буддийского университета “Даши Чойнхорлин”. Это обычные русские избы с печным отоплением, так что быт жителей весьма аскетичен. Одежды лам и студентов отличаются лишь шапками.
Чойра дуган.
Первый храм, который мы увидели Чойра дуган. Ежедневно утром проводится коллективный хурал (молебен). Ритуал молебна направлен на разрешение проблем, привлечение удачи, укрепление здоровья, сохранение и рост благосостояния.
Перед храмом на белых постаментах находятся два алтаря для кормления духов, питающихся запахами. В них жгут подношения.
В центральной части дацана много белоснежных Субурган – Ступ.
Это сооружения (гробницы лам, мемориальные постройки), состоят из пьедестала, дарохранилища и шпиля.
Они обладают магической силой добра и способствуют сохранению мира. Люди создают ступы, что бы внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от пороков и развить в себе добродетели.
Стоит заглянуть в оранжерею со священным деревом Бодхи, которое привезли из Индии еще ростком.
Под деревом Бодхи у Будды произошло просветление. Если медитировать под деревом можно получить ответы на все вопросы и даже те что волнуют не один год. В буддийских монастырях дерево специально разводят и высаживают целые рощи.
Маанин-дуган.
Храм милосердия и сострадания, посвященный Будде Авалокитешваре. Каждый день проходят молебны во благо всех живых существ.
У каждого храма над входом установлен один из главных символов буддизма. Это две лани сидящие в позе послушного внимания справа и слева от золотого колеса. Они символизируют качества истинного ученика Будды. По легенде, когда Будда Шакьямуни впервые передавал Учение своим пятерым ученикам, из лесу вышли две лани. Они преклонили колени и тоже стали слушать. С тех пор косули считаются символом слушания Учения. Колесо Сансары означает бесконечное вращение бытия, через рождение, смерть и новое рождение.
Храм Зеленой Тары.
Зеленая Тара – богиня Милосердия и Сострадания. Верующие почитают ее как мать всех Будд и живых существ. Она олицетворяет женскую сущность в буддизме. Как любая женщина готова помогать и защищать. Ее правая нога немного приспущена с лотоса, где она восседает, что говорит о готовности прийти по первому зову.
Читая мантры Зеленой Тары, можно уничтожить препятствия и достичь исполнения всех желаний, уверены ламы.
Слева от храма мы увидели тот самый волшебный Драгоценный камень с отпечатком ладони Зелёной Тары, исполняющий желания. Обходя вокруг Драгоценного камня и прикасаясь к нему, стоит очистить разум от суетных мыслей и подумать о самом заветном.
Желание должно быть искреннее и глубокое, и не иметь материального оттенка. Если отойти шагов на десять и с закрытыми глазами попасть ладонью руки точно в Драгоценный камень, то желание исполнится.
Сахюусан-сумэ.
Сахюсаны — эти божества защитники учения Будды имеют достаточно гневный облик. В этом здании их почитают. Утром проводят хурал, посвященный Лхамо и Жамсаран, которые являются защитниками дацана и его прихожан.
Цогчен-дуган.
Изучая Иволгинский дацан, мы прошли половину пути по тропе Гороо и оказались у главных ворот комплекса. Это парадный вход, он открыт только по большим праздникам, поэтому в обычные дни все пользуются малыми южными воротами.
Напротив ворот возвышается Главный храм – Цогчен-дуган. Широкую аллею перед храмом охраняют два тигра – символ энергии, силы и таланта.
Интерьер очень богатый в красных и золотых тонах с множеством изображений на шелковых тканях. В большом внутреннем зале вместо иконостаса находится золоченая статую Будды Шакьямуни – духовного учителя всех буддистов.
Жуд-дуган.
Жуд-дуган – это тантрический храм. Здесь проводятся практики Тантры, и другие сложные и скрытые ритуальные обряды.
Дэваажин-сумээ.
Иволгинский дацан уникален еще и своим таинственным артефактом – святыней. В этом храме-дворце Дэваажин-сумээ хранится тело нетленного Хамбо-ламы Этигэлова.
Поклонения мощам, как в христианстве, в буддизме нет, но достижение нетленности тела – редчайший феномен, не поддающийся объяснению.
По легенде, в 1927 году Хамбо-лама Этигэлов сел в позу лотоса и находясь в состоянии медитации, ушел в нирвану. Его похоронили в кедровом кубе в этой же позе лотоса. Пол века спустя по завещанию самого ламы, куб вскрыли, а тело извлекли из гроба. Проведенные экспертами анализы никаких разрушительных изменений не выявили. Тело Этигэлова признали нетленным. Саркофаг был перенесен в Иволгинский дацан. Доступ к телу ограничен. Увидеть нетленное тело Этигэлова и поклонится ему можно по большим праздникам согласно лунному календарю. Список праздничных дат можно узнать на сайте дацана.
Стоит тут побывать, чтобы полюбоваться уникальной для России архитектурой. Почувствовать это очень атмосферное место даже если это не ваша религия.
Сувениры.
Выбор сувениров на любой вкус и кошелек. Сувенирные лавки стоят перед входом, но есть и в храмах при входе. 1.Изображения будды, мантры золотым письмом на бумаге и шелке в рулонах или в виде ладанок. 2. Амулеты на машину, отгоняющие демонов и привлекающие удачу. 3. Четки – пластиковые, каменные, деревянные или даже можжевеловые. 4. Металлические, пластиковые и каменные фигурки Будды, Хотэи, слоники. 5. Культовые предметы. 6. Поющие чаши. При проведении пестиком по стенке чаши раздается тихий, мелодичный акустический эффект, связанный с резонансом. 7. Национальные бурятские халаты, шапки, тапочки из катаного войлока.