Улан-Удэ. День 3
Этнографический музей народов Забайкалья достоин отдельного внимания путешественников. Его осмотру мы уделили целый день. Один из крупнейших музеев под открытым небом в России. Открыт в 1973 г. на территории 37 га в ближнем пригороде Улан-Удэ – живописной местности микрорайона Верхняя Берёзовка. Сюда перевезены памятники архитектуры с их прежних мест. Здесь можно познакомиться с бытом хунну, эвенков, бурят, забайкальских казаков и крестьян-старообрядцев. Настоящая краеведческая поездка, в которую интересно отправиться и с детьми, — здесь есть свой зоопарк с медведем, косулей, волками и совами.
Добрались мы автобусом №37, который отправляется от Площади Советов. Дорога заняла минут двадцать.
Режим работы:
Летний период – с 1 июня по 15 сентября :
Понедельник – вторник — с 10:00 до 18:30 РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ПАРК И ЭТНОZOOСАД
Среда — пятница – с 10:00 до 18:30. Суббота – воскресенье – с 10:00 до 19:00
Осенний период – с 16 сентября по 30 октября :
Среда-пятница – с 09:00 до 17:30. Суббота – воскресенье – с 10:00 до 18:30
Зимний период – с 1 ноября по 31 марта :
Среда-пятница – с 09:00 до 17:30. Суббота – воскресенье – с 09:00 до 17:30
Весенний период – с 1 апреля по 31 мая :
Среда-пятница – с 09:00 до 17:30. Суббота – воскресенье – с 10:00 до 18:30
Выходной день – понедельник,вторник. (ВЫСТАВКИ И ЭКСПОЗИЦИИ ЗАКРЫТЫ)
По понедельникам и вторникам – работает только «ЭТНОZOOСАД» и парковая зона
Этнографический музей предоставляет Бесплатный вход для многодетных семей в последнее воскресенье месяца (смотрите календарь)
Стоимость билетов:
Цена входа в Этнографический музей зависит от возраста. При себе необходимо иметь подтверждающий документ, если вы рассчитываете на скидку по льготным условиям. Посмотреть цены.
Большая обзорная экскурсия по Улан-Удэ: с древности до наших дней – включает посещение Этнографического музея.
Археологический комплекс
Начинается этнографический музей народов Забайкалья с археологического комплекса. Здесь мы увидели воссозданные и подлинные памятники глубокой древности – со времён этнической Бурятии.
Первым нас встретил Оленный камень. Если внимательно присмотреться, то увидите рисунок трех оленей. Рисунок выполнен на сланце точечной выбивкой. Очень тонкая и трудоемкая работа для художника Бронзового века. Считается, что эти камни представляют собой фигуры воинов, охраняющих покой умерших вождей. При раскопках у подножий «оленных» камней находят остатки жертвенных животных, ритуальную посуду и другие свидетельства обрядов почитания умерших.
За камнем расположена “Плиточная могила”. В таких устраивали погребальные обряды древние кочевники-скотоводы.
А чуть дальше видны большой и малый сторожевые камни. Они служили кочевникам как ритуальные “сэргэ” – коновязами у могилы покойного. Изначально сэргэ ставились у жилья и использовали по их прямому назначению – для привязывания коня. Это означало, что у земли есть хозяин.
Еще дальше – груда камней – это “Керексур”. Курган-могильник хуннской культуры II-I вв. до н. э. В средние века хунну над захоронениями устраивали плоские, круглые каменные кладки.
Еще нам попалась целая коллекция валунов с петроглифами – наскальными рисунками. Они протерты, нацарапаны или выбиты в песчанике в Железном веке. При определенном световом ракурсе можно разглядеть изображения косуль, козлов, символы Солнца и другие знаки.
В закрытом павильоне выставлены предметы, найденные при раскопках Иволгинского городища. Жилище, имело вид удлиненного шалаша, крыша из костей мамонта покрыта шкурами животных. Нижняя часть крыши, лежавшая на земле, была придавлена крупными камнями. Внутри жилища было раскопано три очага. Разглядывая находки, понимаешь – это как крупицы мозаики из которых складывается картина жизни и быта народа хунну.
Сойотский комплекс
Исследуя этнографический музей дальше, мы попали на импровизированную поляну-стоянку древних сойтов. В состав экспозиции входят жилища (урса), крытые лиственничной корой и шкурами животных, культовые сооружения, хозяйственные навесы, а также отдельные бытовые предметы.
Сойоты. Хозяйство и быт.
Сойоты — коренные жители горной Оки, сегодня это Окинский район Республики Бурятия. Они обитали в этих местах задолго до переселения туда бурят. Сами себя они называют сойонгами или соянами, и именно отсюда получили свое название Саянские горы.
Сойоты первыми в регионе приручили дикого северного оленя, положив начало культуре оленеводства. Шкуры оленей использовали для шитья одежды и обуви, утепления жилища, выделки кож. Мясо употребляли в пищу, из рога молодых оленей готовили лекарственные снадобья.
Еще одно древнейшее занятие сойтов – охота. Пушнину продавали, обменивали на предметы первой необходимости. С охотой связано множество запретов и правил, основанных на древних шаманских верованиях. Считалось, что кабан и медведь понимают человеческий язык, поэтому во время охоты на них молчали. Запрещалось убивать птиц, в особенности лебедей и ласточек. Первые жили парами, поэтому при потере партнера проклинали убийц, вторые — общались с небесными ханами.
Неосознанно сойоты применяли свод важных для экологии правил: не убивали зверей целыми выводками, охотились только в сезон и делали перерывы в освоении охотничьих угодий.
Кочевой образ жизни отразился на традиционном жилье, представленном в виде шалаша (уруса). Летом собирали из тонких жердей остроконечный шалаш, зимой его покрывали оленьими шкурами.
В верхней части жилища размещали свето-дымовое окно, под ним обустраивали очаг. Справа была женская половина, где хранилась домашняя утварь, личные вещи и продовольственные запасы. Слева располагалась мужская, где размещалось оружие, орудия для погона оленей, шкуры. Место с противоположной от входа стороны предназначалось для гостей, здесь же размещались домашние идолы, фетиши.
Древняя религия сойтов основана на одушевлении окружающей живой и неживой природы, шаманизме, фетишизме. Особого внимания заслуживает культ гор. У подножия священной горы выбирали примечательное дерево на котором вешали ленты. Шаманы проводили обряды над священными кострами, вознося молитвы тринадцати духам-покровителям вершин.
Эвенкийский комплекс
Далее мы отправились в экспозицию эвенкийского комплекса, которая состоит из реконструированных стойбищ Эвенков – охотников и оленеводов XIX – начала XX века.
Эвенки – обитатели тайги. Вся культура эвенков была приспособлена к кочевой жизни. До революции эвенки занимались охотничьим промыслом, оленеводством, собирательством, рыболовством.
Стойбище эвенков.
Стойбище оленных эвенков называлось «урикит». Жилища эвенков – конусообразные чумы, покрывались ровдугой, лиственничной корой и берестой.
Конический чум из бересты – летнее жилище, остов которого делался из тонких жердей. Бересту для чума заготавливали в начале весны, парили, затем сшивали в полотнище сухожилиями.
Кожаный чум – зимнее жилище «тугэдэк» богатого оленевода. На летний период покрышка кожаного чума снималась и складывалась в свайный лабаз.
Чум из лиственничной коры бедного эвенка устраивался на постоянном стойбище, рядом конура для собаки, свайный лабаз, где хранятся лыжи, нарта-волокуша и долблённая лодка из тополя.
Если заглянуть в чум, то можно увидеть традиционный интерьер. В центре чума помещается очаг, над которым висит крюк «олдон» для котлов и чайников, деревянная решётка, где вялили мясо, рыбу, сушили орехи. На передвижных столиках находится берестяная посуда.
Справа от входа место хозяйки, где размещены игольницы «авса», детская люлька «эмкэ». На деревянных перекладинах висела одежда. Внутри чума по кругу лежат оленьи шкуры – постель, на шкурах разбросаны коврики «кумаланы».
В стойбище обязательно был загон с теневым навесом для оленей. Размеры загона зависели от количества оленей. На помосте в загоне хранились предметы: вьючные сумки «инмэк», правилки, седла, капканы, кожемялки, охотничья обувь.
А еще была такая штука. Называется лабаз – деревянный сруб с двускатной крышей. Бревно с зарубками, приставленное к отверстию в полу, служило лестницей. В эти сооружения эвенки хранили вещи и продукты, таким образом пряча их от лесных зверей.
В центре стойбища был еще летний очаг, где вялили мясо, рыбу, готовили пищу.
Шаманский чум
Дополняет стойбище шаманский чум, который, как правило, строился по обычному типу. Остов чума покрыт оленьими шкурами. Входное отверстие чума обращено на восток. Посреди чума очаг. Через дымовое отверстие к очагу опущена молодая лиственница, символизирующая мировое дерево (туру). В чуме можно видеть предметы культа.
Подле чума ставились два «хомокэна», которые охраняли с земли вход в мир мёртвых.
Место, где жил шаман, состоит из трех частей. “Дарпэ” – верхний мир, мир добрых духов – деревянные изображения птиц, которые мыслились как духи-сторожа. Средний мир символизировал сам чум. “Онан” – нижний мир, мир злых духов. Зловредные духи изображались в виде горностаев, колонков, волков, росомах.
Завершается осмотр комплекса добрым духом «чичипкан». Это один из идолов, охраняющий от дурного глаза и враждебных духов. Он изготавливался из бревна лиственницы или сосны длиной 3 м. На одном конце вырезали человеческое лицо, а с противоположной стороны его раскалывали надвое и расщеплённые концы разводили. Получался лаз, через который проходили при обрядах на защиту или удачу.
В настоящее время Этнографический музей является единственным местом в республике, где представлена традиционная материальная культура и быт этого народа. Здесь проходят эвенкийские праздники и встречи эвенков, проживающих не только в Бурятии, но и в других регионах страны.
Видео прогулка: Этнографический музей – Археологический, Сойотский и Этнографический комплексы.
Бурятский комплекс
Буряты – древний народ, живущий в районе Байкала. По данным археологии, истоки бурятского этноса уходят в глубины бронзового века. В силу ряда причин в прошлом буряты условно делились на западных предбайкальских и восточных забайкальских, поэтому в Этнографическом музее организовано два комплекса.
Бурятский предбайкальский комплекс
Предбайкальские буряты издавна жили в лесостепях долины рек Ангары, Лены и их притоков. Главным их занятием было скотоводство, а с 18 века еще и земледелие. Наряду с этим развивалась охота, рыболовство и лесное собирательство. Комплекс включает в себя зимнюю усадьбу богатого бурята, а также зимнюю усадьбу бурята-середняка. Кроме того, в этом секторе представлены две традиционные восьмистенные деревянные юрты-летники.
Зимние поселения предбайкальских бурят по большей части представляли собой группы компактно построенных жилых и хозяйственных построек, составляющих отдельные усадьбы. Дома-зимники были достаточно просторные, высокие и имели дополнительные архитектурные детали: балкончики, веранды, вторые полуэтажи и т.д.
Усадьба зажиточного бурята.
Этнографический музей воссоздает объемную картину традиционного быта бурят. По зимней усадьбе зажиточного предбайкальского бурята видно что он занимался не только скотоводством, а еще и товарным земледелием. Усадьба состоит из двух домов и широкого крестьянского подворья с многочисленными хозяйственными постройками. Весь комплекс вывезен из с. Хареты Нукутского района Иркутской области, он датируется 1900 г.
Жилой четырехстенный дом-зимник.
Жилой четырехстенный дом-зимник срублен “в лапу” из двенадцати крепких венцов, имеет прируб, образующий холодные сени с лестницей, ведущей на чердак.
Высокое одномаршевое крыльцо, кровля, продолжаясь вдоль по фасаду дома, образует своеобразную открытую террасу с парадным выходом на улицу, имеющим красочно оформленный резьбой козырек.
В интерьерах домов есть как традиционный бытовой уклад, так и значительные новшества, привнесенные русскими крестьянами: русская печь, самовары, посуда из фарфора и фаянса, образцы мебели – шкафы, стол из дуба, этажерки, «венские» стулья.
Дом гостевой.
Дом для приема гостей. Срублен “в лапу”, имеет пристройку, где разместились холодные сени, чулан для хранения продуктов и крытое крыльцо с небольшой галереей – балконом или гульбищем.
Крестьянское подворье усадьбы
Крестьянское подворье вместило целый комплекс необходимых в большом хозяйстве построек. На широком просторном дворе вплоть до второго жилого дома одна за другой тянутся слева направо постройки, образуя “глаголь” (г-образную форму): восьмистенная деревянная юрта -кухня, навес, четырехстенная летняя юрта, амбар, завозня, большой сарай.
Это летняя юрта с верандой. С появлением домов русского типа буряты продолжали сохранять юрты как стационарные жилища на летниках и в зимних усадьбах.
Жили в них ранней весной, до перекочевки на летники, а после возвращения – до наступления холодов. Зимой ее использовали в качестве амбара и кладовки для хранения муки, мороженного мяса, молока.
В восьмистенной юрте-кухне занимались переработкой продуктов скотоводства, поэтому здесь над очагом установлен аппарат для получения (перегонки) молочной водки.
Справа от входа размещена деревянная и кожаная утварь, необходимая для переработки молока. Слева от входа по стенам и на полу находятся выделываемые уже начисто овечьи шкуры.
Под навесом – кожемялки и другие инструменты для выделки кожи и меха.
Усадьба бурята-середняка.
У бурята-середняка усадьба поскромнее: состоит из зимнего дома, амбара.
Четырехстенной деревянной юрты и загонов для скота.
Восьмистенные деревянные юрты
Каждый бурят имел свой летник, а крупные – два-три. Они представляли собой в отличие от зимников довольно компактные поселения, где относительно устойчиво сохранялся древний самобытный этнический колорит. Основным и даже единственным типом жилища на летниках были деревянные четырех-, шести-, восьмиугольные юрты (гэр) постоянного типа.
Представленные две юрты имеют необычные архитектурные решения. Так например, одна из юрт построена без традиционных опорных столбов, полог крыши поддерживается сложными решетчатыми переплетениями (слегами). Крыша снаружи покрыта корой лиственницы, а сверху еще дерном.
Юрта устанавливается только на солнечном месте. В своей хозяйственной деятельности ее обитатели ориентируются по Солнцу. В меру того, как светило выполняло свой круг, затенялись кончики разных жердей (их всего 60). Внутри юрты утром лучи солнца падают у изголовья кровати, а днем оставляют самую короткую тень. Точно определить текущее время не составляло особого труда.
В каждой юрте воссоздан интерьер в соответствии со строгими правилами разделения внутреннего пространства юрты. В крыше юрты находится большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба — тэнги. Дверь в юрту ориентирована на юг.
Очаг (гуламта) находился в центре, был символом благополучия и хранителем жизни рода – сакральным и организующим центром пространства. Например, злые духи, проникая через дверь, не могли перешагнуть через очаг, в котором обитал добрый хозяин жилища и огня – «эжен».
За очагом напротив входа самое почетное место, здесь располагается божница, а также сундуки с семейными реликвиями и ценностями. Слева от входа хранится седло, конская упряжь, охотничье снаряжение (мужская половина), выше, поближе к очагу места для почетных гостей. Справа от входа на низеньких шкафах посуда и другая утварь. Чуть выше располагается деревянная кровать. Здесь место хозяйки (женская половина).
Для выпечки хлеба в некоторых летниках сооружали глинобитную или кирпичную печь по русскому образцу
Бурятский забайкальский комплекс
Забайкальские буряты издавна населяют территорию нынешней Бурятии и ряда районов Читинской области. Они в большей степени, чем предбайкальские, занимались скотоводством, что в единстве с господство у них буддизма наложили отпечаток на их культуру.
Войлочные юрты
Круглая войлочная юрта – классическое жилище кочевников-скотоводов сухих степей – имела широкое распространение у забайкальских бурят. В мужской половине юрты находились сбруя, орудия труда и оружие, а в женской – домашняя утварь и продукты питания. Традиционный центр юрты – это очаг с таганом, приспособлением для котла. Вверху юрты оставлялось отверстие для выхода дыма. Эта юрта отражает быт бурята-бедняка.
Рядом стоит войлочная юрта зажиточного скотовода, резко контрастируя с первой внешними размерами и внутренним убранством. Она имеет глинобитный пол и более красочное оформление.
Зимняя усадьба бурята-скотовода
С 18 века у восточных бурят появляются зимние усадьбы, построенные по типу русских изб. Одна из них, привезенная из с. Арбижил Заиграевского района. Датируется 1912 годом.
Дом-зимник зажиточного забайкальского бурята-скотовода. Дом бревенчатый, рублен “в лапу”, имеет двойной пол. Двускатная крыша построена на гвоздях. Крытое высокое крыльцо с резными перилами и козырьком-навесом украшают дом.
Внутреннее убранство мало чем отличается от убранства войлочной юрты. Новшеством является печь русского образца, условно делящая дом на две части: почетную и хозяйственную. Мы видим почетную: вдоль стен красуются расписанные сундуки.
К этому главному дому впритык пристроена другая изба хозяйственного назначения. Она ниже первого, поделена на три части: жилая камера, холодные сени, соединяющие оба дома в одно целое, в сенях отгорожен чулан.
В комплекс включен типичный однокамерный амбар, который позднее использовался как летник.
Деважин-дуган.
Завершают бурятский забайкальский комплекс два памятника, относящиеся к области религиозных верований забайкальских скотоводов – это ламаистский дуган и молитвенные камни.
Деважин-дуган, перевезен из Тамчинского дацана, где являлся одним из 17 малых храмов. Он был построен для размещения в нем модели чистой земли «Рая Сукхавати», места обитания Будды Амитабхи. Дуган крашен искусной резьбой по дереву, традиционным приемом декоративного оформления буддийских храмов. Интересно, что краска, покрывающая детали, почти не подверглась влиянию времени. Она по-прежнему яркая.
Внутри центральное место занимает панно “Тунши”, выполненное в технике плоскорельефной резьбы. Иллюстрирует сказку о четырех животных, разумно решивших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.
Рядом с дуганом находится молитвенные камни (маани шулун) с надписями на санскрите.
Казачий (старожильческий) комплекс.
Казачий комплекс представляет материальную и духовную культуру самой многочисленной этнической группы населения Сибири – русских старожилов, а именно забайкальского казачества и пашенных крестьян.
Первые русские служивые появились в этом регионе в первой половине XVII века.
Казаки и военные управляли краем, охраняли границы, но чтобы как-то прокормиться среди кочевников сюда стали ссылать “крестьян на пашню”. В основном, это были беглые крестьяне и рекруты.
Казачий или русский (старожильческий) комплекс этнографического музея состоит из деревни односторонней застройки, представляющей различные слои населения. Это усадьба станичного атамана, этапный пункт и дом пашенного крестьянина.
Усадьба станичного атамана
Дом станичного атамана, подлинный памятник конца XIX в. – дом казака Попова, перевезенный с улицы Производственной 42 (бывшая Вознесенская) из Заудинской станицы г. Верхнеудинск.
Усадьба состоит из жилого дома, двора, прилегающего к ним огорода, конюшни, трех амбаров, завозни, хлева для скота, колодца. Все это ограждено забором.
Дом делится дощатыми перегородками на избу с кухней и парадные комнаты.
В парадных комнатах в красном углу висели божницы – полочки с иконами в фольговых ризах, под иконами стоял угловой столик, справа или слева – «середочный» большой обеденный стол, тут же стояли резные диванчики – конопельки, шкафы, горка для посуды, кровати с перинами, зеркала, на стене вывешивалось оружие и платье казака – мундир.
В избе и кухне интерьер определяется традициями повседневного быта, здесь много места занимает русская печь.
Убранство кухни простое и практичное: вдоль стен на кухне стоят лавки, напротив входа – стол с большим русским самоваром. Слева от входа стоит шкаф с посудой.
Усадьба пашенного крестьянина
Такая постройка была типична для первых русских переселенцев, она довольно приземистая с небольшими окнами.
Жилище отличает простота архитектуры, убогость внутренней планировки. Оно состоит из избы с печью посредине и пристроенных теплых сеней. Маленькие оконца не имели стекол, заделывались слюдой или бычьим пузырем.
Этапный пункт
Напротив дома пашенного крестьянина находится этапный амбар. Амбар, является частью этапного пункта и представляет собой трехкамерное помещение. Во времена каторжников в 17-19 веках ссыльные в Сибирь каторжники преодолевали 25 верст (примерно 27 км), а затем останавливались на ночлег в этапе. Специальном месте вот с таким амбаром, здесь соблюдались условия для охраны, можно было подкрепиться и немного отдохнуть.
В амбаре экспонируется постоянная выставка «Во глубине сибирских руд…». На выставке представлены предметы этапных ночлежных помещений: кадки, деревянные ушаты, лохани для воды, подсвечники и т.д.
Русский старообрядческий комплекс
Если вы думаете что этнографический музей уже ничем не удивит, то вы сильно ошибаетесь. Следующим идет самый большой комплекс – русский старообрядческий. Его мы изучали дольше всего и такого, вы точно нигде не увидите.
Старообрядцев, местное население называло «семейскими», потому что по сравнению с другими приезжали большими семьями. Они поселились в Забайкалье в XVIII веке после раскола РПЦ на два лагеря. Самых ярых раскольников Екатерина массово ссылала на отшиб государства, а кто-то, не выдержав притеснений бежал сам. Распахивая целину, выкорчевывая деревья в тайге, старообрядцы превратили Забайкалье в ведущий хлебородный район Восточной Сибири. Они сеяли коноплю, рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овес. Сажали картофель, разводили огороды и даже выращивали арбузы и дыни. Вот что сообщалось о земледельческом таланте семейских в одном из официальных губернских источников за 1808 г.: «… неусыпное трудолюбие их и согласие сделали, так сказать, и камень плодородным. Ныне у них лучшие пашни и их хлебопашество составляет им не токмо изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеудинского и Нерчинского уездов».
Комплекс начинается с показа небольшой избушки. Это часовня безпоповцев, построена в селе Ключи в 1910 г. на сельском кладбище для отпевания усопших. В планировочном решении представляет собой «клеть», рубленная в «лапу» из 9 венцов бруса. Крыша увенчана восьмиконечным старообрядческим крестом.
После Часовни начиналась типичная деревенская улица односторонней застройки рубежа XIX-XX веков.
Первым стоит 2-х этажный дом богатого старовера с лавкой, затем дом крестьянина-ремесленника и последней так называемый дом-“связь” (типичный сибирское жилище того времени) со всеми хоз. постройками.
Дом богатого старовера.
Главное украшение комплекса – это уникальные ворота с прилегающими к ним полотнищами забора. Ворота, калитки и заборы сплошь покрыты рельефной резьбой и богато раскрашены. Украшению ворот старообрядцы придавали большое значение, так как по ним судили о достатке хозяина.
Двухэтажный дом богача вывезен из села Куйтун. Именуется как “Дом Борисова” – это дом-связь шестистенок с высоким крыльцом. На первом этаже в высоком подклете, по одну сторону сеней, находилось торговая лавка, по другую склад. В сенях также помещалась кладовая. Торговая лавка освещалась через окна и отапливалась печью. На втором этаже жила семья. Четыре жилых комнаты отапливались двумя печами. Здесь воссоздали быт богатого старовера.
Горница считалась праздничной частью дома, здесь принимали гостей, иногда жили в летнее время сами, совершали религиозные обряды, так как там стояло большое число старообрядческих икон.
Вторая часть «связи» – жилая изба. Здесь проводили большую часть времени, работали, готовили пищу, спали.
В избе и горнице стоит мебель простая, самодельная: стол, покрытый домотканой скатертью, диван, кровать, сундук, шкаф с посудой. Помимо глиняной и деревянной посуды здесь представлена стеклянная и фарфоровая, что было большой редкостью в крестьянских деревнях прошлого века и говорят о зажиточности хозяина.
Одна из характерных особенностей интерьера семейских – яркая роспись лавок, кадок для воды, наличников, посуды. Комнат у зажиточных в доме было много и каждая украшена массой красивых предметов.
Дом крестьянина-ремесленника.
К дому Борисова вплотную примыкает заплот, простые ворота и дом Красикова, перевезенные из села Барыкино-Ключи.
Эта часть комплекса состоит из жилого дома, однокамерного амбара с сусеками для хранения зерна и кузницы, а также орудий труда.
Дом состоит из прямоугольного, почти квадратного в плане, жилого помещения с печью, сенями, с чуланом – «казенкой» и прируба крытого крыльца.
В каждом старообрядческом селе ставились кузницы. В экспозиции семейского комплекса представлена простая традиционная кузница со всем набором инструментов.
Усадьба крестьянина-середняка.
Здесь имеются дома крестьян разного достатка: дом- «связь», вывезенный из села Надеино, в нем имеются все предметы быта и орудия труда, характеризующие образ жизни старообрядцев крестьян-середняков.
«Связь» – трехкамерное жилище, состоящее из горницы и избы, разделенных сенями. Двухскатная крыша покрыта драньем. Края крыши упираются в желоба.
Одностворчатые ставни с уличной стороны расписаны цветками, птицами и оленями.
Украшают избу и так называемые « карманы» – настенные подушечки – коврики, разделенные ленточками на несколько равных частей. Раньше они служили для хранения мелких предметов, например, иголок, ниток.
Усадьба зажиточного крестьянина-ремесленника делилась на три части: ограда, скотный двор и огород.
Во дворе, обнесенном глухим забором (заплотом), расположены амбар, сарай-завозня, зимовье, где зимой держали новорожденных телят, поросят и кур.
Под навесом собраны почти все основные предметы хозяйственного назначения: сохи, плуги, бороны, веялки, молотилки, и т.д.
А также средства передвижения: зимняя кошевка, предназначенная для поездок в гости, а также одноосная сидейка. Она носит название «бестужевка», потому что изобретателем этого типа сидеек на деревянных рессорах был декабрист М.А. Бестужев, живший на поселении в Новоселенгинске.
Городской комплекс.
Городской комплекс посвящен Верхнеудинску (ныне столице Бурятии городу Улан-Удэ). Возникший в 1666 году при впадении Уды в Селенгу как острог, очень быстро разросся и стал именоваться городом.
Среди интересных памятников городского комплекса – рубленое деревянное здание с мезонином и наружной крытой лестницей, с очень богатой деревянной резьбой оконных наличников, ставней, карнизов.
Построен в 1900 году и принадлежал чиновнику.
В доме находится экспозиция традиционного интерьера дома зажиточного горожанина начала XX века.
Дом коридорного типа (1909), получившего распространение в городе с прокладкой Транссибирской магистрали и притоком новых жителей. Предназначался для сдачи комнат в наём.
Дом Танских (“дом врача”), в котором располагается администрация.
Этот симпатичный двухэтажный дом – отведен под нужды сотрудников.
Старообрядческая Никольская церковь – самое красивое строение музея. Церковь построена в начале XX века в селе Никольском Верхнеудинского уезда на средства прихожан.
Прихожанами церкви были только семейские старообрядцы-поповцы этого села.
ОТДЕЛ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Одной из достопримечательностей Улан-Удэнского этнографического музея под открытым небом является отдел живой природы, в котором представлены основные виды фауны и флоры Забайкалья.
Живые экспонаты дают посетителям наглядное представление о многообразии форм живой природы края.
Среди обитателей есть медведи, волки, изюбры косули, верблюды, яки, птицы и другие виды…
Появились и новые животные как коты-манулы, соболь, лисы, баклан, ушастая сова, серая цапля, и даже павлин.
Помимо исторических и этнических достопримечательностей Этнографический музей – это большая, красивая территория для пеших прогулок на свежем воздухе среди старинных домиков разных культур. Есть уютные места для интересных фотосессий.
Поесть или перекусить можно возле музея в кафе Нютаг, и на территории стоит юрта-позная возле зоопарка. Самый плюс – это просторный, бесплатный и чистый туалет.
Самая полная информация об Этнографическом музее. Спасибо!
чартер яхт в турции